zverek_alyona
'Magic' is simply a way of talking to the universe in words that it cannot ignore...(c)
Дафна Дюморье. Не позже полуночи и другие истории (8/10)



С творчеством Дюморье у меня какие-то сложно-странные отношения - не получается попасть на одну волну с ее авторскими замыслами. Про "Ребекку"-книгу ничего говорить не буду, потому что на фоне просмотренных когда-то экранизаций не могу вспомнить, читала ли я сам роман. Вот про "Козла отпущения" помню хорошо, а именно, что мне очень-очень понравилась завязка этого романа и основное действие, а вот финал... Неудивительно, что в экранизациях его старательно переделывали (обычно я сильно возражаю, когда киношники изменяют финал литературного первоисточника в угоду "ожиданиям масс" (читай "ради хэппи-энда"), но не в этом случае - тут я решительно пересела на их скамейку).

Как нетрудно догадаться,"Не позже полуночи и другие истории" - это сборник. В него вошла одна повесть ("Не оглядывайся") и четыре рассказа ("Не позже полуночи", "На грани", "Крестный путь" и "Прорыв", причем последний - впервые на русском языке). По повести "Не оглядывайся" в 1973 году был снят фильм "А теперь не смотри" с Джули Кристи и Дональдом Сазерлендом. Экранизация получилась весьма атмосферная, но более бестолковая в сюжетном плане по сравнению с литературным первоисточником. Повесть - более цельная вещь и воспринимается почти на ура (в отличие от фильма).

А вот с рассказами у меня получилось примерно так же, как с "Козлом отпущения" - отличное вхождение в историю, крепкая середина, а в самом конце - "упс!" и "мда"... Допускаю, что не во всем вина именно Дюморье. Например, "На грани" идет после двух произведений, сюжет которых строится на паранормальных явлениях (духи умерших и предвидение будущего в "Не оглядывайся" и отголоски греческих мифов в обстановке середины прошлого века в "Не позже полуночи"), из-за чего по инерции ожидаешь, что и следующее произведение тоже будет про что-то этакое. И начало истории дает вполне весомые авансы в эту сторону. Только к финалу от этих авансов камня на камне не остается (не считать же мистическим весьма свободную параллель с еще одной греческой легендой, правда с гендерным "перевертышем"). Отсюда вполне объяснимое разочарование, почти в духе известного анекдота: "А как дышал, как дышал!".

"Не позже полуночи" показался мне заготовкой для чего-то большего. Ну, или можно воспринимать этот рассказ как предложение читателю додумать историю самостоятельно ("что там было на самом деле", "кто эти люди/нелюди" и "какова реальная предыстория у этой истории"). Все равно, строительного материала для таких читательских спекуляций слишком мало, на мой взгляд. Что, впрочем, не умаляет прелестей основной части рассказа.

В рассказе "Крестный путь" дело происходит в Иерусалиме, в 13-й и 14-й день месяца нисана. Весьма разношерстная группа туристов из английской глубинки проходит по памятным местам, связанным с Иисусом. Практически каждый из них проживает в эти дни какие-то личные травматические (в психологическом смысле) события. И только слишком умный для своих девяти лет мальчик так и остается очень умным и рассудительным мальчиком, разве что автор в самом финале пытается сделать ход в духе "устами младенца...". В итоге получилась довольно вторичная вещь (но я вообще не очень жалую истории про "поехать в святые места и измениться / испытать озарение / познать себя и пр.").

"Прорыв" с самого начала не обещает ничего особо/чисто мистического, рассказ больше похож на НФ на тему "что происходит с душой человека, когда его тело и мозг умирают". Довольно жестокая история, надо сказать (у кого сложные отношения с темой смерти, вообще не советую читать), но в целом рассказ достойный - за исключением са-а-амых финальных строк. Вот правда, было такое впечатление, что автор, как путник, дошла по непогоде до какого-то жилища, а у самого порога вдруг плюхнулась на землю со словами "Ой, всё..." и так и не сделала пару оставшихся шагов - будто и не очень-то ей и нужно.

Еще раз оговорюсь, что это сугубо мои личные впечатления и ощущения, но почему-то именно на финальных строках самых разных ее произведений мы с Дюморье чаще всего и расходимся. Даже обидно... :bubu:

@темы: фильмы, книги, Дафна Дюморье