18:18 

книги

zverek_alyona
'Magic' is simply a way of talking to the universe in words that it cannot ignore...(c)
Джон Ирвинг. Мир глазами Гарпа (9/10)



Когда я начала читать "Мир глазами Гарпа", со мной сыграл злую шутку тот факт, что относительно недавно я впервые прочла "Поправку-22" (или "Уловку-22", кому как нравится). У Ирвинга в самом начале тоже фигурирует персонаж, который был воздушным стрелком в американских авиачастях, воевавших в Европе во время Второй мировой войны. И определенные элементы абсурда у него тоже присутствуют, правда, не так насыщенно, как у Хеллера. В общем, мне эти, пусть и довольно слабые, ассоциации помешали настроиться на более серьезный тон "Мира глазами Гарпа". Хотя кусочек "вины" все равно остается за Ирвингом - больно уж утрированы у него черты некоторых (многих, большинства) персонажей, не говоря уже о событиях, ставших ключевыми моментами их жизни.

Тем сильнее мне "прилетело", когда повествование дошло до глав, описывающих трагедию с детьми Гарпа. Фарс фарсом, но один ребенок погиб, а другой остался инвалидом по-настоящему! (Да, они все - вымышленные персонажи, придуманные автором, но грош цена книге, за героев которой мы не переживаем в "реальном времени"). Когда Гарп и его жена обменялись заверениями, что не винят друг друга в случившемся (хотя именно они-то оба и были виноваты), я несколько психанула и отложила книгу почти на неделю. Потом все-таки решила дочитать. В последующих главах автор признает (и скрупулезно излагает), что не все так просто в этой схеме, и взаимным "я тебя не виню" обойтись никак не могло. Правда делает он это с почти такой же хирургической "жестокостью", как и описывает трагический инцидент (вставляя в свой текст кусок нового романа Гарпа, который - простите, я забыла упомянуть - сам является писателем).

"Мир глазами Гарпа" можно читать как семейную хронику, или как историю творческой личности, или как литературное "препарирование" всевозможных феминистских движений - тут уж кого что больше зацепит. Упомянутая выше утрированность характеров и ситуаций, нередко граничащая с фарсом, может иногда раздражать (и раздражает!), но одновременно служит тем ярким пятном (на лице, в одежде, в манере держаться), которые выделяют некоторых людей в повседневной толпе.

Зои Хеллер. Правдолюбцы (9/10)



Раньше (относительно давно) я читала другой роман Хеллер - "Хроника одного скандала" (рекомендую прочесть, если кто еще не, а потом посмотреть экранизацию с Джуди Денч и Кейт Бланшетт).

Мне не очень понравилось, как перевели оригинальное название (Believers) - перевод неверно передает суть книги. Правильнее было бы, наверно, взять вариант "Убежденные". Герои романа - члены одной американской семьи. Отец - юрист и социалист со стажем. Жену, которая младше его лет на 20, он привез из Лондона, где они встретились на одной из "социалистических" вечеринок. Эта пара заядлых, но при этом довольно состоятельных революционеров рожает двоих дочерей, а потом усыновляют мальчика, мать которого посадили за неудавшееся ограбление банка. Странный выверт психологии Одри приводит к тому, что именно приемного сына она способна воспринимать как родного. С дочерью же у нее весьма натянутые отношения. Старшая из них, Клара, замужем за профсоюзным активистом (и сама активистка), страдает пищевым расстройством (она постоянно есть и потому очень толстая) и никак не может забеременеть. Младшая, Роза, одинокая, работает в программе поддержки девочек из цветных районов и, внезапно для всех, решила припасть к корням - всерьез заинтересовалась иудаизмом. Брат Ленни - 35-летний оболтус, наркоман, все еще любимчик мамы. Все они (кроме Ленни) считают себя убежденными людьми. Суть и прочность их убеждений как раз и является основной темой романа.

Как обычно и бывает в подобных семейных историях, все настоящее (в первую очередь взаимные обиды и претензии) полезло наружу после серьезного происшествия, перевернувшего привычный уклад их жизней: отца семейства хватил удар прямо в зале суда. На фоне его комы и разворачиваются основные события романа, которые включают не только выяснение отношений, но и обнаружение скелета в шкафу (куда же без скелетов!).

Очень яркие персонажи и довольно точно описанные мотивы их поступков.

Только одна цитата:
"Несмотря на декларируемую приверженность принципам коллективизма, к массовым акциям Одри всегда относилась прохладно. Ее политические взгляды обслуживали ту же личную надобность, что и пристрастие одноклассников Розы к альтернативной музыке: и то и другое служило пропуском в замкнутое элитарное сообщество. Одри ратовала за свои убеждения, но множить ряды сторонников отнюдь не стремилась, точно так же школьные приятели Розы вовсе не желали, чтобы их обожаемые независимые группы заняли первые строчки в чартах".

Майкл Суэнвик. Однажды на краю времени (8/10)



Сборник фантастических рассказов. Больше всего мне понравились те, которые посвящены теме "жизнь после смерти". Очень трогательный рассказ "Край мира" - о том, что нужно быть осторожным в своих желаниях. Как-то не сложилось у меня с теми рассказами, где происходят перемещения во времени: все-таки я не сторонник темы "встретиться с самим собой за чашкой чая". Но, независимо от отношения к сюжету, сложно не признать богатую фантазию автора - хотя бы на отдельных эпизодах и деталях.

@темы: цитаты, книги, Майкл Суэнвик, Зои Хеллер, Джон Ирвинг

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Радуга в шоколаде

главная